А. Шварц




Биография

Статьи

Контакты











 
Александр Давыдович Шварц
 
 

ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ


Новая методика применения биомеханики при зубном протезировании разработана после письма МЗ РФ совместного с ЦНИИС о необходимости применения физики в ортопедической стоматологи.
Основным при этом является устранение недоработок ныне применяемой окклюзионной концепции 1:1, главными из которых являются отсутствие определения направления жевательных мышц и учета биомеханических сил (явлений) постоянно возникающих при любых контактах зубов, в то время, как жевательная нагрузка является вектором, обладающим 3-мя параметрами ( величиной, направлением, точкой приложения).
В остальном все положения методики 1:1 и предлагаемой методики 5:3 совпадают. Наряду с этим при изложении текста используются логические выводы ряда этапов и элементы физики и математики.
Особенностью методики является то, что она не вписывается в рамки существующих взглядов. Методика 1:1 применяется в любом возрасте, а методика 5:3 только у лиц пожилого и старческого возрастов, при увеличении подвижности зубов, отчего является альтернативной дедуктивной методикой с соотношением 5:3 бугорков жевательной поверхности.
Врачи-стоматологи должны знать все явления, возникающие в полости рта (теоретически), но до сих пор не знают, как определить направление жевательных мышц относительно осей боковых зубов, в результате чего становятся ясными результирующие силы общей реакции (R) и углы между ними и осями зубов. Поскольку теоретическую механику врачи не изучают, они продолжают работать по прежним методикам, но должны постепенно овладевать новыми знаниями в порядке самоподготовки и данных статьи "Ортопедическое лечение дефектов зубных рядов с использованием биомеханики - аксиомы физики и терминология", которая в настоящее время наиболее практична для сохранения зубов.
Для прогресса в ортопедической стоматологии необходимо применение теоретической механики при планировании лечения; материалы и приборы - на втором плане. Крупный ученый П. Капица писал: "Если в науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идет к кладбищу".
Многочисленные статьи стоматологов важны, но они ценны при устойчивом фундаменте. Данные биомеханики являются той необходимой опорой любых предложений врачей, иначе в стоматологии повторится печальный опыт Пизанской башни.
В 2007-м году издана монография "Анатомия и биомеханика зубочелюстной системы", авторами которой являются Академик Л.Л. Колесников, проф. С.Д. Арутюнов проф. И.Ю. Лебеденко, в которой проблемы биомеханики изложены ошибочно.
- Во-первых, авторы не учитывают, что биомеханика - раздел физики, изучающий возникновение СИЛЫ при движениях, то есть при подвижности зубов и их КОНТАКТАХ. Только в таком случае возникают биомеханические силы (явления). При отсутствии движения зубов (например, физиологический покой), последние (зубы) - это не биомеханические составляющие, а анатомические органы.
- Во-вторых, различные приборы и прикуса - это также не биомеханика, а участвующие в возникновении сил технические аппараты или взаимное положение зубных рядов при их смыкании.
Биомеханика изучает механические свойства живых тканей и органов, а также происходящие в них механические явления при движениях (энциклопедии России, Франции и др. стран).

11-го сентября 2009 г. Президент страны Д.А. Медведев опубликовал программную статью "Россия - вперед", в которой поставлена задача модернизации страны, изложенная в 5-ти векторах. В одном из них ставится задача создания сверхсовременных средств диагностики.
Предложенные нами положения роли биомеханики в ортопедии могут быть этапами модернизации диагностики при протезировании зубов (по крайней мере на первых порах, тем более, что Президент предложил каждому гражданину стать соавтором развития).
- 1-ый этап - определение направления действия жевательных мышц, участвующих в акте жевания (разметка на чертеже).
- 2-ой этап - определение и разметка силы нормальной реакции (N) и силы трения (F) (на чертеже), возникающие на каждом скате окклюзионнои поверхности, а также силы опорной реакции (Rn). При этом сила (N) - перпендикулярна к скату, а сила (Р) - вдоль ската, Rn - диагональ параллелограмма, построенного на этих силах.
- 3-ий этап - определение направления общей реакции (R), то есть действующей силы относительно осей боковых зубов, а также угла между силами Rn и N.
- 4-ый этап - коррекция наклонов скатов для того, чтобы силы общей реакции (R) приобрели направление вдоль осей корней боковых зубов (основное в любой методике!) (выполнение этих этапов занимает 1-2 минуты, несмотря на то, что кажутся сложными).
Преимуществом специалистов, указывает Президент, должны быть знания, которых нет у других. Интеллектуальное превосходство модернизации возможно, если воспользоваться этими интеллектуальными возможностями!
Далее Президент пишет: "Нашей работе будут пытаться мешать. Есть руководители (небольшая коррекция должностей - А.Ш.), которые хорошо устроились. У них "все есть". Их все устраивает. Они не создают ничего нового. Не хотят развития и боятся его".
Президент считает, что, наряду с модернизацией, следует также уделять внимание развитию традиционных отраслей, что в стоматологии означает применение ранее предложенных материалов и методик. (Послание Президента относится ко всем гражданам, следовательно и к стоматологам).
Ученые считают, что незнание литературы граничит с непрофессионализмом и знание информации - непременная обязанность настоящего специалиста.
Очевидно, МЗ должен устранить эти недоработки и изменить планирование с учетом биомеханики.

P.S.
Врачи по внутренним болезням мало разбираются в отоларингологии и стоматологии, требующие специальные знания. Так же стоматологи-терапевты и хирурги, недостаточно знают инженерно-конструкторские особенности протезирования (некоторые ортопеды, не знающие и не желающие познать биомеханику, соответствуют зубным врачам-ортопедам).

Выходом из такого печального положения может быть:
а) организация кафедры биомеханики, но это очень дорого и сложно,
б) постепенное изучение проблем биомеханики и самоподготовка, на что уйдет 10-15 лет, что означает доверить это другому поколению, то есть переложить это на другие плечи.
в) издание пособия по биомеханике, используя материалы газет и журналов, в том числе неопубликованные наши работы, что возможно поручить способным 2-м ортопедам под руководством профессоров Кулакова и Вагнера на что понадобится 1,5-2 года.

Возникает вопрос "Cui prodest" - кому выгодно? Очевидно, тем, кто не понимает прогресса, кто считает, что можно обойтись ранее полученными знаниями, кто любит себя в стоматологии, а не стоматологию в себе.


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Число на картинке:

© Александр Шварц


 
Hosted by uCoz