|
ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ И БИОМЕХАНИКА
Последние годы стоматологи-ортопеды мира пришли к заключению, что ряд положений физики способствует увеличению сроков пользования зубными протезами. Мы в этом убедились и считаем, что без теоретической механики не может быть современная клиника.
Считаю, что применяемая в РФ окклюзионная концепция 1:1 не должна применяться во всех случаях, а только у молодых и здоровых людей. При заболеваниях пародонта, у старых больных, участниках ВОВ должна применяться другая методика (5:3), использующая положения теоретической механики.
При методике 1:1 :
1) не учитывается направления функциональных сил, не применяются расчеты в то время , что сила-вектор, обладающий 3-мя параметрами (величиной, направлением, точкой приложения),
2) не учитываются биомеханические явления (N, F, Rп, R, M), постоянно возникающие при контактах зубов, то есть функциональные силы,
3) отсутствуют обоснования этапов клиники, применяется только давно существующая концепция 1:1,
4) не учитываются причины возникновения зон давления и тяги (Druck, Zug) и обстоятельства их возникновения,
5) отсутствует критический подход к давно установившимся положениям (соотношение бугорков окклюзионной поверхности может быть 3:2, 2,5:1,5, 1:1, 5:3 и др.
Один из соавторов первой в мире энциклопедии Клод Гельвеций считал, что знание основного принципа легко возмещает незнание некоторых фактов.
Этим основным принципом в ортопедической стоматологии является действие жевательной нагрузки вдоль оси, ликвидирующей расшатывание зубов (М = 0). Он (принцип) больше, чем ошибка в подборе цвета зубов или их постановка без вторых моляров.
Кроме того, положительных результатов протезирования также можно добиться, если учитывать известное философское понятие перехода количества в качество.
Известно, что увеличение температуры таяния льда на 1° может привести к затоплению большие территории Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а изменение температуры химической реакции на 1° приводит к возникновению нового элемента.
Подобно этому в ортопедической стоматологии изменение наклона ската окклюзионной поверхности на 15° может привести к изменению (увеличению или уменьшению) степени подвижности зуба.
В предлагаемой нами методике 5:3 устранены вышеуказанные недостатки и, кроме того, у тяжелых больных применяется еще ряд мер:
а) укорочение зубных рядов при дефектах без дистальной опоры (не выставляются 7 7),
б) середины искусственных зубов выставляются с учетом вершин альвеолярных гребней,
в) при тяжелых заболеваниях пародонта - лингвализированная окклюзия,
г) учитывается направление силы общей реакции R при определении диагноза.
Отсутствие учета ряда положений физики (при 1:1) объясняется тем, что в стоматологических вузах не изучают теоретическую механику для нужд клиники, а повторяют школьный курс физики.
(Очевидно, руководство стоматологии и Минздрав должны устранить это несоответствие).
Даже проф. В.Хватова, специалист по клинике и приборному оборудованию пишет, что биомеханика - более узкое понятие, использующее механические и математические законы для изучения живых объектов.
Однако стоматологи мира считают, что основным в биомеханике является возникновение сил при контактах зубов, которые оказывают различное действие на пародонт.
Помимо того, 3 профессора (Хватова, Матвеева и Олесова) считают, что в процессе функции жевательные нагрузки действуют в наиболее целесообразном направлении - вдоль осей боковых зубов.
Мы считаем это голословным утверждением, взятым из зарубежной литературы без доказательств, ибо только простые расчеты теоретической механики, описанные нами, свидетельствуют о действии нагрузки вдоль осей корней боковых зубов (ж. LAB, 2006, №1).
(Ортопедическая стоматология и биомеханика - родные сестры).
К сожалению, за последние 20 лет в стоматологии было очень мало работ по биомеханике, а по теоретической механике в клинике, кроме наших 70 статей, одна из которых на 50 страницах, и монографии, в литературе ничего нет, кроме положительной рецензии член-корр. РАМН Колесникова (МГМСУ) в ж. "Стоматология" и проф. В. Загорского.
Аксиомы биомеханики, несмотря на прохладное к ней отношение наших ортопедов, должны изучить профессора и доценты, прежде всего, а в дальнейшем - все остальные. Без точных наук не может быть ни одна наука. Даже в литературных ин-х и балетных училищах изучают математику и физику.
Учитывая все это, считаем, что нынешние врачи-ортопеды должны работать по прежним методикам и только после овладения принципами биомеханики следует перейти на новую методику 5:3. В настоящее время только способные ортопеды могут за 8-12 месяцев освоить все, что изложено в статье "Ортопедическое лечение дефектов зубных рядов с использованием биомеханики (аксиомы физики и терминология) и работать по новому.
Президент страны Д.А.Медведев недавно сказал, что инновации должны выражаться в патентах.
Если 1-2 кмн или аспиранты изучат основы биомеханики, познакомятся с рядом работ на сайте, то сумеют получить 4-5 патентов.
Эффективность развития нового направления - биомеханики в клинике - зависит от руководства, от центрального ин-та, от проф. Кулакова и проф. Вагнера, а не от МГМСУ, где читал лекцию и убедился, что они далеки от использования биомеханики в клинике.
В настоящее время учебник (пособие) по биомеханике может появиться через много лет (10-15). Однако есть другой путь, более целесообразный, заключающийся в том, чтобы 1-2 аспиранта изучили основы биомеханики, в том числе наши работы на сайте и ряд неопубликованных работ. Это был бы второй учебник после основного, на что понадобится 1-2 года.
Должен отметить, что я в свои 89 лет был участником ВОВ с первого дня, служил на старой границе с Румынией (на реке Днестр), воевал на бронепоезде, окончил вуз, защитил диссертацию (нас, фронтовиков в 1946-1950 было человек 10, но только 4 окончили вуз, остальные не выдержали нагрузки), несмотря на возраст ознакомился с азами физики, что должно быть доступно нашим ортопедам.
(Dum spiro, spero).
12 июня 2009 - день России.
© Александр Шварц
|
|